781-35-74
602-670-746
х
КОНТАКТЫ
НовостиУправление малым торговым бизнесом необходимо менять
 

 

Управление малым торговым бизнесом необходимо менять

23.04.2009

Одной из наиболее важных проблем современной российской малой торговли является в том числе вопрос, связанный с ее контролем, с функционируем кассовых аппаратов. Такого мнения придерживается президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Борисов, который считает, что предприниматели пока практически не ощутили эффекта от мер, направленных на поддержку малого бизнеса России.

В: Сейчас только ленивый чиновник не говорит про помощь государства малому бизнесу. Усовершенствован закон о проверках, определены льготы при подключении к электросетям, на кредиты государство планирует потратить 30 миллиардов рублей, а федеральная программа МЭР составит 10,5 миллиардов рублей. Предприятия уже почувствовали на себе эту заботу или пока живут ожиданиями?

О: Думаете, что перечисленных мер достаточно? Я считаю, явно недостаточно, чтобы к 2020 году довести долю занятости в малом бизнесе с 25% до 60-70%, как это было запланировано. И крайне мало, чтобы выйти из кризиса с обновленной диверсифицированной экономикой. Что касается кредитов, которые выделены через Внешэкономбанк, то из 30 миллиардов рублей до предпринимателей до сих пор не дошло ни рубля. А когда дойдут, то среди счастливчиков будет только примерно 1% малых предприятий. Федеральная программа поддержки малого бизнеса - еще 1% охвата. А в развитых странах государственная помощь охватывает до 15% малого бизнеса. У нас малый бизнес сейчас «проедает» оборотные средства. Спрос падает, производство товаров и услуг сокращается. Так что заявления о завершении кризиса, о «свете в конце туннеля» пока беспочвенны.

В: Разве льготы при подключении к электросетям лишние для малого бизнеса? Тем более, что государство пообещало сдерживать рост тарифов естественных монополий, начиная с 2010 года.

О: Предприниматели рассказывают, что тарифы на электроэнергию выросли на 40-60%. Увы, обещанные «подарки» для малого бизнеса - просто «отмазка». 15 киловатт по фиксированной цене! С такой мощностью можно ларек открыть. Но откуда возьмутся малые производства и инновационные компании на ларечных мощностях? Нужно срочно снизить стоимость тарифов до уровня октября 2008 года. Произвести их перерасчет. Обеспечить субсидирование платежей или предоставление льгот малому бизнесу на оплату тарифов.

В: Вы сказали, что малому бизнесу сейчас не хватает заемных средств. А что если обратиться в банки с госучастием?

О: Мы произвели в регионах по поручению правительственной комиссии «контрольную закупку», попытались взять кредит в государственных банках. В Приморье у банков на кредитование малого бизнеса «нет денег». В Магадане банкиры намекнули, что будут искусственно затягивать рассмотрение заявок. Венцом проверки стала почти комичная история, приключившаяся с предпринимателем из Вологды - его обращения неоднократно наталкивались на отказ. Но стоило объявить менеджерам банка, что совершается «контрольная закупка» по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова, как заявка была принята. Кроме того, практически все банки, попавшие в поле нашего зрения, занижали стоимость активов бизнеса при их оценке. А ставки на кредиты выросли настолько, что легального бизнеса с соответствующей рентабельностью, способного кредитоваться под 30% - просто нет. 

В: И что предлагает малый бизнес, чтобы выйти из этого замкнутого круга? 

О: ЦБ, наконец, должен принять решение о снижении ставки рефинансирования. Есть еще один резерв - малые банки. У нас очень легко говорят о скором резком сокращении их числа. «Опора России» - против. Небольшие банки - это основа кредитования малого бизнеса. В США более 5 тысяч малых банков участвуют в кредитовании малого бизнеса и особо поддерживаются государством. У нас должно быть так же. Должны быть условия, при которых небольшие региональные банки будут заинтересованы в развитии кредитных программ для малого бизнеса, в снижении ставок. 

В: Тем более, что крупному бизнесу государство помогает активно..

О: Крупному бизнесу хочу сказать: «Ребята, вам нужно время для реанимации, правительство дало вам «кислородную подушку», отлежитесь и модернизируйтесь. А пока дайте нам поле для маневра. И не толкайтесь локтями, дайте правительству изучить и наши проблемы. А через 2-3 года мы сделаем вас сильнее и конкурентоспособнее».

В: Программа поддержки малого бизнеса в регионах будет софинансироваться на условиях не 50% на 50%, а 70% - федеральный центр и 30% - региональные бюджеты. По мнению Минэкономразвития, это должно стимулировать регионы не сокращать программы по поддержке предпринимательства. Это ведь тоже шаг навстречу бизнесу? 

О: Нет, это сокращение средств, которые могли бы дойти до малого бизнеса. Если бы софинансирование осталось прежним, совокупный объем средств от центра и от регионов составил бы вдвое больше. А так будет ниже. Но как показали заявки из регионов, от федерального центра они хотят получить 21 миллиард рублей. Неужели трудно изыскать в бюджете эти средства? Ведь вложили же в банковскую систему 700 миллиардов рублей, и выясняется, что до реального сектора деньги не дошли. А здесь - четкая программа, конкретные проекты. Может быть хороший результат. Другой вопрос, что сама федеральная программа нуждается в реформе. Потому что, в регионах реализацию программы сопровождают коррупция и «своизм». Региональные конкурсы должны быть открыты для общественного контроля со стороны бизнес-сообщества.

В: А налоговые послабления, неужели и от них результат совсем не ощущается?

О: Сокращение нагрузки по УСН с 15% до 5% - решение правильное, но, увы, оно поможет только 14% предпринимателей. Почему не распространить аналогичные меры на плательщиков ЕНВД (а это половина предпринимателей) и тех, кто на «упрощенке» платит налог с 6% дохода (еще 20% предпринимателей)? Конечно, для государства это обернется недоборами, но, учитывая, что малый бизнес будет давать работу людям, на это стоит пойти. 

В: Вы предлагали пойти дальше - ввести налоговые каникулы на 2009 год. То есть малый бизнес вообще не должен платить налоги? 

О: Никто не спорит с тем, что налоги надо платить, и подавляющее большинство компаний делают это, несмотря ни на что. Но кризис принес серьезные убытки. Нет прибыли, сокращаются обороты. Именно поэтому бизнес неоднократно обращался к государству с просьбой ввести отсрочку или рассрочку уплаты налогов в 2009 году. Но нам говорят - это нереально, ведь речь идет о 140 миллиардах рублей выпадающих доходов. Правда неясно, удастся ли эти деньги собрать по итогам 2009 года?
А налоговые инспектора уже открыли «охоту на ведьм» - им чудится, что бизнес скрывает доходы. Дело дошло до абсурда: налоговики объявляют предпринимателю сумму, которую нужно дособрать по плану. Никого не смущает, что потом, по суду предприниматель скорее всего докажет свою правоту. Вдумайтесь, насколько извращена задача налоговых структур - премируют не за увеличение налоговой базы на вверенной территории, не за компетентность, а за вымогательство для сиюминутного пополнения бюджета.

В: Еще один шаг навстречу малому бизнесу - это закон о льготной приватизации для добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальное имущество более трех лет, дающий первоочередное право выкупать муниципальные площади. Став собственником, малый бизнес существенно сократит свои расходы...

О: А вы знаете, что региональные законы, конкретизирующие федеральный, приняты только в 62 субъектах РФ? А муниципалитеты закон саботируют. Проводят аукционы. Расторгают арендные договора. Муниципальное имущество передают в МУПы. Мы обнаружили нарушения в 36 регионах, и в 18 из них прокурорские работники подтвердили нашу правоту. Но действия прокуратуры местные власти не пугают. Что подтверждает: муниципалитеты - это маленькие королевства, живущие по собственным правилам и законам, и слова президента им, зачастую, не указ. 

В: Вы в прошлом году предлагали создать специальную структуру, которая бы занималась исключительно вопросами малого бизнеса. Разве это не увеличило бы и без того большой штат чиновников?

О: Отношение власти к развитию малого бизнеса наглядно демонстрирует слабость властной вертикали. Владимир Путин 13 октября 2008 года подписал постановление, наделяющее все министерства и ведомства полномочиями по развитию малого бизнеса. Должны разрабатываться отраслевые программы, критерии их эффективности. Полгода прошло, нам известно только о попытках Минпромторга. По сути, функция развития малого бизнеса так и осталась только у Минэкономразвития, но и там доля, отведенная на малый бизнес, в общем объеме работ министерства - 0,83%. Подсчет примерный, но вряд ли в реальном исчислении больше, потому что этой проблемой занимается отдел, в котором 11 человек - команда достойных, добросовестных ребят. А вот в США в Администрации малого бизнеса работает 400 человек плюс 1600 человек в регионах.
Нам же в прошлом году объяснили, нужды в специальном органе или структуре нет: посмотрите, сколько правильных вещей делается для малого бизнеса, а дальше будет еще лучше. Как показала практика - не будет. Нужны не просто правильные решения, необходимо менять систему управления малым бизнесом. Она уже доказала свою низкую эффективность, слабую мобильность и медлительность в принятии быстрых и четких решений.

Получайте новости с poskas на почту


Или подпишитесь на наши новости
или
НАШИ КЛИЕНТЫ
х
Забыл пароль