781-35-74
602-670-746
х
КОНТАКТЫ
СтатьиО будущем рынка торгового оборудования
 

 

О будущем рынка торгового оборудования

03.02.2011

Для одних компаний кризис уже закончился, для других еще продолжается. Одни настроены оптимистично, другие уверены, что будет только хуже. Эти и другие темы обсуждались на семинарах «Новые решения для торговли: российский и мировой опыт», прошедших в рамках выставки ShopDesign 2010, организованных редакцией журнала «Торговое оборудование в России» (издательство «Деловой мир») и компанией «Экспо Парк».

Дорогу отечественному

Рынок торгового оборудования неотделим от рынка ритейла и полностью зависит от его колебаний, поэтому ключевые факторы рынка ритейла повлияли на рынок оборудования России. Во время кризиса была стагнация, был уменьшен объем потребления, и многие проекты по открытию магазинов были заморожены. В этот период открывать новые магазины могли себе позволить только форматы «у дома», и выживать в этих условиях производителям стеллажей было тяжело. В условиях кризиса спрос на импортные стеллажи у владельцев продовольственных магазинов упал. Во время кризиса импортный товар стал многим недоступен по цене. Ушедший с рынка импорт компенсировал общее падение спроса и помог отечественному производителю выжить, так как ритейлеры были вынуждены более внимательно присмотреться к отечественному производителю, научившемуся делать качественное стеллажное оборудование и с точки зрения конструктивной проработки, и с точки зрения реального исполнения. Когда волна кризиса миновала, началось оживление рынка стеллажного оборудования, возобновились многие проекты, которые были заморожены в кризисный период. В начале 2010 года ритейл практически прекратил свое падение, но основная часть участников рынка еще находилась в стадии подведения итогов и планирования своей дальнейшей работы. Компании корректировали информацию, подбирали площадки, определялись с выбором поставщиков торгового оборудования, магазины практически не открывались, а если и открывались, то в основном в них использовалось или бывшее в употреблении оборудование, или складское оборудование, которое можно было адаптировать для ритейла. В середине 2010 года многие сети стали проводить тендеры по поиску и определению поставщиков оборудования, где на первое место выходили такие критерии, как цена оборудования и условия его поставки. На сегодняшний день ситуация на рынке ритейла достаточно понятна. Рынок торгового оборудования не такой масштабный и серьезный, как рынок ритейла, поэтому особого внимания со стороны чиновников этому рынку уделено не было, и естественно, никто не боролся за его выживание и выход из кризиса. И нам приходилось работать по принципу «как сработаешь сам, так и выживешь». Каждый действовал так, как мог.

Новые времена — новые сложности

Основная проблема времен кризиса, которая повлияла на рынок торгового оборудования, — это не спад рынка ритейла, не уменьшение количества магазинов, а изменение взаимоотношений между производителем торгового оборудования и поставщиком. Если раньше производители оборудования строили свои бизнес-процессы на основе авансов (были авансы 50-70%, и даже 100%), то сейчас производители практически лишены этих возможностей, так как наши заказчики ставят жесткие условия: размещать заказы и производить оборудование абсолютно без предоплаты, а еще и с отсрочкой платежа. Конечно, это было самое тяжелое испытание для производителей, но на это были объективные причины: все компании, и в первую очередь торговые сети, тоже оказались в сложной финансовой ситуации. В результате у производителя оборудования иссяк основной источник пополнения оборотных средств. Конечно, это было самое тяжелое испытание для производителей, но на это были объективные причины: все компании, и в первую очередь торговые сети, тоже оказались в сложной финансовой ситуации. В результате у производителя оборудования иссяк основной источник пополнения оборотных средств. При недостатке финансирования есть два пути решения проблемы. Первое — договариваться с поставщиком материалов о долгосрочных расчетах, второе — брать короткий кредит в банках. Но банки не давали кредиты, а поставщики также прекратили работу по постоплате и полностью перешли на предоплату. И производители торгового оборудования оказались в клещах — с одной стороны, нет финансирования от заказчиков, с другой стороны, необходима предоплата за материалы. Что касается снижения цен на металл, на которые ссылались некоторые конечные потребители, когда ожидают дополнительной скидки на продукцию во время кризиса, то здесь надо отметить следующий нюанс. В связи с замораживанием строительства значительно упала цена (до 40%) на строительный металл. На сортовую сталь и металл, из которого производится торговое и складское оборудование, цена упала всего на 10-15%. При этом надо учитывать, что резко поднялись затраты на электроэнергию, транспорт, импортные комплектующие и материалы, в том числе химические концентраты для обработки металла, краску и т. д. Поэтому себестоимость продукции не только не снизилась, но по некоторым изделиям даже возросла. До кризиса структура рынка торгового оборудования была размыта, не так четко структурирована, как в западных странах. Конечно, на рынке были и производители оборудования, и продавцы, и фирмы, которые оказывали сервисные услуги, но четкого распределения и разграничения между ними не было. Когда в условиях кризиса все столкнулись с нехваткой средств, это заставило руководителей компаний думать о переорганизации, что предпринимать для того, чтобы компании оказались работоспособными. Во время кризиса многие факторы, в частности поведение потребителей, надо чаще изучать и быстрее реагировать на изменения. Мы тоже переживали не лучшие времена, когда российский рынок стоял, а магазины почти не открывались. Но в этом был и положительный эффект, так как мы сосредоточились на продвижении продукции на европейский рынок, активизировали поставки в Германию и Францию.

Война из-за цены В целом на рынке отмечался существенный спад потребительской активности, тем более что пик кризиса наложился на зимние месяцы, которые и без кризиса всегда относились к «пессимистичному» отчетному периоду, когда продать трудно не только в розницу, но и оптом, тем более какой-нибудь уникальный товар вроде уличных урн. А короткий период новогодних покупок - это не время открытия новых проектов, а только триумф уже сформировавшихся торговых сетей и точек. Сильнее всего от кризиса пострадали торговые предприятия, компании-производители, имеющие  собственные производственные мощности пострадали в меньшей степени. Но именно они, одни из первых кто ощутил на себе воздействие ценовых войн. Цены на товары одной категории были примерно на одном уровне, но поставщики при условии широкого рынка сбыта продолжали делить клиентов. Что мы имеем теперь? На данный момент, более 30% поставщиков розничной торговли либо ушли, либо сменили профиль деятельности. Если рассматривать кассовые боксы и стеллажное оборудование, то  большинство производителей еще до кризиса перешли на более дешевый вид материалов, что привело к снижению цены производства и поставки. Некоторым производителям пришлось уменьшать стоимость изделий за счет использования более экономичного сырья (более тонкого листового металла, старых запасов сырья на складах поставщиков, некондиции и т. д.). При этом, естественно, качество производимой продукции было немного снижено. А  крупные производители, которые предлагали оборудование для крупноформатных сетей, оказались в очень тяжелом положении, так как они не могут изготовлять на своих станках торговое оборудование низкого качества. В работе не может использоваться сырье низкого качества, так как оно приведет к порче дорогостоящего производственного оборудования. Также оборудование крупных производителей рассчитано на высокую производительность, они не могут выпускать мало оборудования. Более того, удешевление конструкции ведет к потере его качества, его возможностей. Это привело к тому, что в таких крупных сетях, как ОК, сети холдинга Х5, стали побеждать не те поставщики, которые снабжали оборудованием в течение многих лет, а те, которые сразу предлагали низкую цену и соглашались на все условия по долговременным отсрочкам и кредитованию заказчиков. А что значат отсрочки на два — четыре месяца, которые указываются в тендере? Особенно если это заказ оборудования для нескольких магазинов. На сеть супермаркетов идет несколько фур стеллажей! Это значит, что производству надо переработать за две недели порядка 120-150 т металла. Естественно, что не каждый даже крупный производитель может переработать такой объем металла на своем производстве. Более того, срок прохождения заказа крупного магазина может составлять до четырех — пяти месяцев начиная с момента размещения заказа в производство, поставки (особенно если магазин в регионе) до монтажа. Поэтому финансовые вливания, на которые производители оборудования должны были купить материалы, задерживались на большой срок. Поэтому начались срывы поставок, снижение качества, проблемы с внутренней логистикой. Это привело к тому, что в конечном итоге в середине 2010 года крупные компании стали возвращаться к своим прежним поставщикам торгового оборудования, рынок стал входить в более-менее стабильное состояние, компании, которые участвовали в тендере, стали понимать, что они не могут потянуть такие большие финансовые нагрузки и обеспечить те требования, которые им предъявляют.

Кризис миновал, стандарты поменялись До кризиса в Россию привозили оборудование различных производителей — и Италия, и Польша, и Турция, у каждых есть свой стандарт, свои особенные технические параметры, классификация оборудования. Сейчас на рынок стали приходить крупные европейские сети, приходить со своим стандартом оборудования, российские крупные сети тоже уже сформировали свои стандарты оборудования. Начинается четкое деление производителей по классификации параметров оборудования. Сейчас уже существует школа немецкого евростандарта с шагом 50 или с шагом 25. И те компании, которые имеют большие производственные возможности, вводят в свой ассортимент оборудование того стандарта, который позволит им оснащать крупные сети. Например, Metro, который использует оборудование стандарта 50, или Auchan, «Магнит», в которых стоит оборудование с шагом 25. Небольшой производитель, который не сможет выпускать оборудование, соответствующее этим стандартам, конечно, останется в своем сегменте рынка. А крупные производители торгового оборудования свою производственную базу подстраивают под новые требования рынка и вводят в ассортимент тот стандарт, который нужен заказчикам. Еще один посткризисный тренд — развитие сервисных компаний, которые будут осуществлять услуги. Например, в Европе есть компании, которые занимаются только монтажом или демонтажом оборудования. В России этот вид услуг также будет активно развиваться. В кризисный период, когда многие магазины стали закрываться, были необходимы услуги по демонтажу и вывозу оборудования, многие компании перепрофилировали свою деятельность и стали заниматься именно сервисом. Конечно, будут развиваться компании, которые оказывают консалтинговые услуги по разработке концепции магазина, начиная от разработки дизайн-проекта и до закупки необходимого оборудования. На сегодняшний момент эти услуги не очень востребованы, но с ростом рынка ритейла необходимость в них появится. К концу 2011 года структура рынка торгового оборудования изменится, и будет более жестко упорядочена. Все компании, которые пережили кризис, будут расти.

Обнадеживающие прогнозы Какие можно сделать выводы по состоянию рынка оборудования? Первое, происходит существенное обострение конкуренции между производителями торгового и стеллажного оборудования на фоне резкого снижения количества открываемых магазинов. Возникают ценовые войны между поставщиками. Стираются границами между различными моделями стеллажей и кассовых боксов, где на первое место выходят требования по цене, и на этом фоне идет ухудшение качества. Возрастает количество отказов клиентов от закупок у одного производителя. Используется тактика распределения заказов между несколькими производителями. Существенно обостряется проблема поставки аксессуаров к стеллажам, тогда как многие компании занимаются производством аксессуаров или вспомогательным оборудованием. Такие компании очень тяжело пережили кризис, потенциал их снизился. Например, выбирая фирму для оснащения крупных сетей, следует обращать внимание на возможность прихода в эту компанию европейского инвестора, так как это косвенно говорит о стабильности компании. Можно сказать, что рынок стеллажного оборудования в период кризиса при общем снижении продаж претерпел и некоторую перестройку. В частности, произошло вытеснение с рынка иностранных конкурентов, а некоторым отечественным производителям даже удалось завоевать некие плацдармы для зарубежной экспансии своей продукции. Кризис показал, что только те компании, которые внедряют новые технологии и отлаженные бизнес-процессы, смогут выжить, эффективно конкурировать и предлагать клиентам наиболее выгодные (для обеих сторон) предложения. В дальнейшем развитие рынка во многом будет зависеть от складывающейся общеэкономической ситуации в стране и тех правил игры, которые предложат государство, финансовые организации для торговых сетей и для производителей торгового и стеллажного оборудования. Уже очевидно, что нас ждет будущее европейских цивилизованных рынков, специализация и оптимизация издержек. Хочется надеяться, что к концу 2011 года мы будем иметь более четкую и упорядоченную структуру рынка торгового и стеллажного оборудования.

Получайте новости с poskas на почту

НАШИ КЛИЕНТЫ
х
Забыл пароль